Новые потешки. Зайчишка-трусишка, по известной сказке Составила и провела воспитатель средней группы Канева Элеонора Кимовна

Элеонора Канева
Конспект НОД по развитию речи и художественной литературе в средней группе. Заучивание потешки «Зайчишка-трусишка»

НОД по развитию речи и художественной литературе в средней группе.

Составила и провела воспитатель средней группы Канева Элеонора Кимовна.

Тема: Заучивание потешки «Зайчишка – трусишка».

Цель:

1. Учить детей отвечать на вопросы, составлять рассказ по вопросам;

2. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные

Названия животных; закреплять знания детей о подготовке животных к зиме.

проговаривая слова.

4. Познакомить детей с новым способом заучивания.

Материал к занятию: Игрушка Заяц, схемы – помощники, доска, магнитофон, диск с фонограммой пляски «Заинька», шапочки с заячьими ушками, муляжи овощей (капуста и морковь).

Ход занятия:

1. Объявление темы занят ия.

2. Беседа с деть ми.

Воспитатель: - Ребята, вы бывали в лесу?

Кто живёт в лесу?

Дети: - Птицы и звери – зайцы, лисы, волки, медведи, белки, ежи.

Воспитатель: - Все лесные жители в последние дни осени готовятся к зиме. - - Как они готовятся?

Дети: - Одни делают запасы на зиму;

Другие готовятся к спячке;

Третьи меняют шубку; … каждый по-своему.

Воспитатель: - Один из лесных жителей пожаловал сегодня к нам в гости.

Отгадайте, кто это?

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

(Показываю игрушку зайчика.)

Воспитатель: - Здравствуй, Зайчик, не бойся, мы тебя не обидим!

Заяц: - Я не боюсь, просто я очень хочу есть, летом я ел травку и кору с веточек, а теперь травки нет, а коры мало.

Воспитатель: - Не плачь, Зайка, мы тебя накормим!

(Дети кладут перед зайцем морковь и капусту в сопровождении

стихотворения)

ети зайца угощали

Ему морковку подавали,

Протянули сотни рук:

«Кушай, Заинька - наш друг!» (дети повторяют последнюю строчку)

Дети: - Приятного аппетита!

Воспитатель: - Пока Зайчик ест, давайте придумаем для него ласковые слова.

Как можно его назвать ласково?

Дети: - Зайчик, заинька, зайчишка, заюшка, зайчонок.

Заяц: - Как я наелся! Только забыл, как мне вас поблагодарить?

Дети: - Сказать «спасибо»!

Заяц: - Спасибо, детки! Скажите, какого цвета сейчас у меня шубка?

А какая будет зимой?

Дети: - Летом серая, а к зиме шубка белеет, становится такой же как снег,

чтобы зайцу было легче спрятаться от лисы и волка.

Воспитатель: - А теперь зайка хочет с вами поиграть, для этого он даже принёс вам шапочки.

«Раз, два, три – повернись

В зайца быстро превратись!»

3. Физминутка «Зайк а».

Ну-ка, зайцы, поскачите,

Лапкой, лапкой, постучите,

Вы на травку упадите

Полежите, отдохните.

Отдохнули, ну вставайте,

Прыгать снова начинайте!

Быстро к зайчику скачите

И скорей назад бегите!

у-ка, зайцы, поскачите,

Лапкой, лапкой, постучите,

Вы на травку упадите

Полежите, отдохните.

Отдохнули, ну вставайте,

Прыгать снова начинайте!

Быстро к зайчику скачите

И скорей назад бегите!

4. Чтение потешки.

Воспитатель: - Ребята, зайке очень хочется прочитать вам потешку про одного зайчишку - трусишку, похожего на него, но он стесняется, просит меня помочь ему.

Разрешите? Вы внимательно слушайте и запоминайте.

Зайчишка – трусишка

По полю бежал

В огород забежал

Морковку нашёл,

Капусту нашёл,

Сидит, грызёт,

Иди прочь –

Хозяин идёт!

Зайчишка – трусишка

По полю бежал

В огород забежал

Морковку нашёл,

Капусту нашёл,

Сидит, грызёт,

Иди прочь –

Хозяин идёт!

5. Беседа по содержанию потешки.

Воспитатель: - Понравилась ли потешка?

Про кого она?

А как начинается? (дети читают две строчки вместе с воспитателем)

Какой был зайчишка? (трусишка)

Куда он забежал? (в огород)

Что он там нашёл? (морковку и капусту)

Что он с ними сделал? (нашёл и грызёт)

Кого он боится? (хозяина)

6. Повторное чтен ие.

Воспитатель: - Я сейчас прочитаю потешку ещё раз, вы внимательно слушайте и запоминайте – читать потешку надо внятно, не спеша.

А чтобы вам было легче её запомнить, я познакомлю вас со схемами –

помощниками. (поворачиваю доску со схемами)

7. Хоровое чтен ие.

Воспитатель: - Давайте сначала все вместе прочитаем эту потешку.

8. Индивидуальное чтен ие.

Воспитатель: - Кто желает первым прочитать потешку про зайчишку-трусишку?

(дети читают потешку по очереди)

Дети, как вы думаете, догрыз свою морковку зайчишка-трусишка?

Убежал он или сидел и грыз?

9. Игра – пляска «Заинь ка»

Воспитатель: - А на прощание пригласите зайку потанцевать.

Попрощаемся с зайкой.

Что мы ему пожелаем?

Дети: - Пожелаем ему быть осторожней в лесу.

До свидания, заинька!

10. Итоги занятия. Обобщен ие.

Воспитатель: - Чем мы сегодня занимались на занятии? (отвечали на вопросы, учили

Какую потешку учили? («Зайчишка-трусишка»)

Что нам помогло лучше запомнить потешку? (схемы – помощники)

(Отметить ребят, которые лучше всех запомнили потешку)

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

Програма кузывает на необходимость знакомства детей с родной культуроой, заучивания с детьми потешек, песенок, закличек, формирование у детей интереса к детскому фольклору. У большинства детей 3-4 лет с ОНР 2 уровня отмечается низкий уровень понимания и воспроизведения малых фольклорных форм. Дети в силу речевых возможностей и сопутствующих нарушений ВПФ не могут быстро запомнить и качественно воспроизвести потешки, песенки и т.д. Отсутствие ситуации успеха при воспроизведении ими потешек ведёт к снижению интереса и нежеланию заниматься этим видом деятельности. Как же помочь детям быстро запомнить и качественно воспроизвести потешку, не снижая интереса к этому виду деятельности? Разрешая эту проблему был составлен алгоритм для заучивания потешек. Проведение занятий по данному алгоритму позволило лучше заучить потешки и повысить интерес к фольклору.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый показ непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель МКДОУ «Детский сад № 38» Гришкина Н.М.

Тема: «Зайчишка-трусишка»

Цель: Усвоение потешки «Зайчишка-трусишка».

Задачи:

1.Продолжать учить детей внимательно слушать потешку и отвечать на вопросы по содержанию потешки с опорой на картинки. 2.Обогащать словарь детей по лексической теме: «Овощи».

3.Учить согласовывать слова во фразе в роде, числе, падеже.

4.Упражнять в употреблении глаголов ед. ч. настоящего и прошедшего времени.

5. Учить согласовывать речь с движениями.

6. Формировать интонационную выразительность речи при высказывании реплики: -Иди прочь, хозяин идёт.

7. Развивать координацию движений, пластическую выразительность, воображение;

8.Побуждать детей к инсценировке потешки;

9. Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.

Воспитывать желание помочь в беде.

Словарь: морковь, капуста, огород, зайчишка, трусишка, скакать, грызть, идти, прочь.

Оборудование: ПК, презентация потешки, шапочки зайцев, силуэты овощей (морковь, капуста), кисточки, клей.

Ход занятия:

1.Орг.мамент «Загадывание загадки».

Воспитатель приглашает ребят поиграть. Звучит фонограмма «плачущий голос». Дети стоят в полукруге в центре группы

Воспитатель : -Ребята слышите чей-то голос, кто-то плачет. Может, нужна наша помощь? Пойдём, посмотрим, кто же это.

Дети проходят к ПК и садятся на стульчики. Воспитатель заглядывает за монитор

Воспитатель: - Ну-ка я посмотрю. Ой, да это вот кто. Отгадайте.

Воспитатель загадывает загадку.

Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку.

Дети : Зайка.

Воспитатель: - Да, это зайчик. Давайте с зайчиком поздороваемся, Здравствуй, зайчик! Зайка : -Здравствуйте детки! Я зайка длинные ушки, быстрые ножки. Воспитатель : - Что случилось, Зайка, почему ты плачешь? Зайка: -Меня хозяин с огорода прогнал, морковку и капустку не дал. Посмотрите всё сами. Воспитатель: - Давайте, ребята, посмотрим, что же произошло.

2. Показ и чтение презентации потешки на ПК.

Зайчишка-трусишка По полю бежал, В огород забежал. Морковку нашёл, Капустку нашёл. Сидит – грызёт. Ой, хозяин идёт!

3. Беседа по содержанию потешки с опорой на картинки.

Воспитатель : - Почему зайка убежал с огорода? (он испугался хозяина) -Да, а когда кто-то боится, как его называют? – Как ещё назвали зайчишку? (трусишка) -Повторим все: тру-си-шка. - Покажите, как боится зайка (дети показывают). -А теперь не боится (дети расслабляются). -Где бежал зайчишка- трусишка? (по полю). -Встаньте, покажите, как зайчишка бежал по полю.

(дети встают около стульев и на месте изображают быстрый бег зайца)

- «З айчишка-трусишка по полю бежал». Садитесь. -Куда он забежал? (в огород) -Да, « в огород забежал» -Посмотрите на картинку и скажите, что нашел зайчишка в огороде? (морковку, капусту). - Да, «Морковку нашёл, капустку нашёл» и что делает? (грызёт) - Сидит – грызёт . Покажите, как зайка грызёт морковку и капустку.

(изображают)

Кого боится зайчишка-трусишка? (хозяина). -Покажите, как испугался зайка, когда увидел хозяина.

(дети изображают испуг)

Что мы скажем зайчишке, чтобы он успел убежать от хозяина? («Ой, хозяин идёт») -Скажите громко (тихо).

4. Повторный показ и чтение презентации потешки на ПК с договариванием детьми текста потешки.

Воспитатель : -А теперь ещё раз вспомним историю зайчика. Помогайте мне.

5.Инсценировка потешки

Воспитатель : -Не плачь, зайка, не грусти. Мы тебе поможем, Что ни будь придумаем! Правда, ребята? (Да) -А сейчас встанем и сходим в огород, посмотрим, что за хозяин там живёт!

Вот это огород. Что же тут растёт? (морковь, капуста). Зайчишка по полю бежал – бежим между обручами (показ). В огород забежал (показ). А кто с огорода прогнал? (хозяин). С начала хозяином буду я. А вы – зайчики. Будите убегать на стульчики.

«Раз, два, три –повернись

В зайца быстро превратись»

Дети в шапочках зайца встают в круг, выполняют движения в соответствии с текстом.

Зайчишка-трусишка по полю бежал, Дети бегут во круг обручей.

В огород забежал. Забегают в обруч.

Морковку нашёл, Берут муляжи морковки,

Капустку нашёл.

Сидит – грызёт. Сидят, изображают, как грызёт зайчик

Ой, хозяин идёт! Убегают на стульчики

Воспитатель: - А теперь выберем хозяина. (с помощью считалки -потешки)

6.Продуктивная деятельность детей.

Воспитатель: - Всё-таки боится зайка хозяина. Где же зайке взять капусту и морковку. Как помочь? (нарисовать, слепить, принести из дома). - Мы с вами нарисуем морковку и капусту, подарим зайке, у него будет свой огород. - Садитесь все за столы. Ножки вместе подружи. Спинку прямо ты держи. Ручки отдыхают . – Какие овощи лежат у вас на стеле? (морковка и капуста) -Морковка по цвету какая? (оранжев ая ). Мы возьмем, какой карандаш? (оранжев ый ) Капуста, по цвету какая? (зелён ая ). Возьмем, какой карандаш? (зелён ый ). Закрашиваем аккуратно, не оставляя белые места, не заходим за контуры. Потом наклеиваем овощи в огород. У нас 2 грядки: грядка с морковью и грядка с капустой. Чтобы капустка и морковка приклеились, наносим клей на весь листочек, не забудем про уголочки.

Дети выполняют штриховку картинок капусты и моркови. Приклеивают на плакат «Огород для Зайки».

Воспитатель: - Ой ребята, а настроение у зайки изменилось. Он смеётся (включается запись). Сначала он был какой? (грустный). -А стал? (весёлым, радостным). -Почему стал весёлым? (у него теперь есть свой огород, свои овощи)

7. Заключение . Чтение потешки всеми детьми и изменение реакции на концовку потешки.

Воспитатель: - Какой хороший огород у нас получился, так и хочется ещё раз повторить потешку. Помогайте мне (повторяется текст потешки). Воспитатель: - Нет, теперь зайчик не уйдёт. У него есть свой огород и свои овощи. -Какие вы молодцы, что помогли зайчику и не оставили его в беде. -Оставим зайчика у нас в группе? (да) Воспитатель: - Куда же мы его поселим? Найдём зайчику место в одном из наших уголков группы. В физкультурном уголку зайчику будет удобно? (нет). А в уголке природы? (да) Поместим зайчика и огород в природный уголок.

Дети в месте с воспитателем вешают плакат в уголок природы.

Воспитатель: - До свидания, зайка - длинные ушки, быстрые ножки. Жди нас в гости.

Настя Шилова
Коррекционно-развивающая сказка «Зайчишка-трусишка»

Зайчишка-трусишка

Давным-давно, в одном старом лесу, жил-был зайчик . Его прозвали «трусишка» , потому что всего на свете он боялся. И ежа, и стрижа, и даже белочек он опасался, не говоря уже о волке или лисе. С ним дружил лишь ежик, который рассказывал ему о своем храбром друге медведе и его бесстрашных проделках. Часто приходил ежик в гости к зайчику , чтобы поиграть с ним и повеселить, ведь так одиноко трусишке одному в своем домике.

Как-то раз, глубокой темной ночью, спал зайчишка в своей мягкой постели и снилась ему поляна, усеянная морковью и капустой, и только хотел он прикоснуться к еде, как откуда-то послышался громкий звук. Зайчик проснулся и понял , что кто-то стучит в дверь. Тут же страх атаковал его, он залез под одеяло и начал плакать, желая, чтобы звуки прекратились. Но в дверь все стучали и стучали. Послышался знакомый голос –это был ежик. Зайчик открыл дверь , и как же он удивился, когда увидел за ней еще и бесстрашного медведя, о котором он так много слышал. Тот подошел к нему и сказал «Пойдем со мной, не бойся, в этом лесу я главный и никто тебя не обидит» . Они шли по длинной тропинке, дорогу им освещала невозмутимая луна, медведь рассказал зайчику , что когда-то, он как тот боялся всего вокруг, над ним смеялись и шутили другие медведи. Но как-то один из них угодил в капкан, другие испугались того, что возможно рядом люди и разбежались кто куда. Медведь находился рядом, прятался за кустом от всех вокруг, но увидев эту картину, он сжалился и, несмотря на свой страх, решил выйти и помочь.

После медведь проводил зайчишку к его домику . Тот все никак не мог уснуть история, рассказанная медведем , не давала ему покоя.

На следующий день с ним произошла ситуация, которая полностью изменила его жизнь. Он как обычно решил прогуляться вдоль реки, солнце согревало уже и без того жаркий воздух, от чего в лесу становилось душно. Вдруг, откуда-то неподалеку, послышалось «помогите» . Зайчик сразу понял в чем дело – кто-то тонет. Он не задумываясь подбежал к реке и увидел зайца-забияку, который так часто его дразнил. Тот лишь повторял «помоги» , зайчик -трусишка не раздумывая схватил палку и протянул ее утопающему, потянул за конец и вытащил зайца.

Только через несколько минут оба пришли в себя. Заяц-забияка сказал «ты не трусишка, ты- герой, спасибо тебе» . Слова забияки удивили зайчика , он почувствовал себя сильным и отважным, а все его страхи испарились.

С тех пор зайчик не боялся выходить на улицу, каждый день он исследовал все новые и новые поляны. Однажды, как-то случайно, он попал на ту, которая ему снилась, он был тогда таким счастливым и жалел лишь о том, что так долго прятался и боялся.

Публикации по теме:

Адаптированная индивидуальная коррекционно-развивающая программа обучения дошкольника 4–5 лет с нарушением слуха. Пояснительная записка. Срок реализации программы:1 год Объём программы: 70 часов 25 мин. Актуальность программы. Программа построена с учетом.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком с интеллектуальными нарушениями 4–5 лет. НОД «Моя семья» Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком с интеллектуальными нарушениями (4-5 лет). Форма НОД: совместная деятельность.

Цель: Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочных техник. - стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной.

Коррекционно-развивающая НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 5–6 лет с ЗПР Коррекционно-развивающая непрерывная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей 5–6 лет с ЗПР Тема: «Домашние.

Коррекционно-развивающая программа по преодолению дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста Коррекционно-развивающая программа для родителей или педагогов по преодолению дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста Цель:.

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого».

Игра-занятие

«Зайчишка-трусишка по полю скакал»

для детей младшего дошкольного возраста

Коваленко Наталья Владимировна ,

воспитатель МКДОУ № 483,

г. Новосибирск

Образовательные задачи:

— закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат);

— формировать умение узнавать и называть цвета;

— закрепить умение определять величину предметов, используя приемы наложения и приложения;

— упражнять в сравнивании двух предметов по ширине;

— закрепить умение определять положение геометрических фигур на плоскости;

— активизировать словарь детей: вводить в речь слова, определяющие величину предметов.

Развивающие задачи:

— активизировать память, внимание, мышление;

— развивать мелкую моторику;

— развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные задачи:

— воспитывать умение слушать воспитателя;

— способствовать умению детей взаимодействовать друг с другом;

— вызывать положительные эмоции при двигательной активности.

Наглядные средства обучения:

— демонстрационные: заяц, лисичка, ведерко с капсулами от киндер-сюрпризов «сухой бассейн», геометрические фигуры, образец аппликации.

— раздаточные: по два домика с проемами разной ширины, по две двери разной ширины из цв. картона; зайчики для гимнастики для глаз, квадратные листы бумаги для выкладывания геом. фигур на каждого ребенка, геометрические фигуры из цветной бумаги.

Словарная работа: геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат), узкая, широкая.

Предварительная работа: загадывание загадок, дидактическая игра «Чудесный мешочек», дидактические игры на определение и называние цвета предметов, выполнение аппликации.

Ход игры-занятия:

1 часть. Организационный момент .

Воспитатель: Сегодня к нам пришел гость, чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку:

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети: Это заяц.

Воспитатель показывает игрушку – зайца.

Воспитатель: Правильно, это заяц, поздоровайтесь с ним. Только почему-то наш зайчик невеселый, может у него что-то случилось?

2 часть. «Назови геометрические фигуры»

Воспитатель: Зайчата расшалились и уронили в «сухой бассейн» геометрические фигуры. (Показывает). Никак не достать их зайчику. Давайте поможем зайчику собрать геометрические фигуры.

Дети по очереди достают из ведерка «сухой бассейн» геометрические фигуры, называют их.

Воспитатель: Молодцы, ребята, зайчику помогли, сразу он повеселел, запрыгал, поиграем с ним.

3 часть. «Игры с зайчиком»

Воспитатель читает потешку «Зайчишка-трусишка»

(имитирует действия)

Зайчишка-трусишка по полю скакал,

В огород забежал,

Морковку нашёл, сидит, грызёт.

Ай, кто – то идёт!

Воспитатель: А вы, дети, покажите своих зайчиков из пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Зайчик серый

Скачет ловко,

В лапках у него морковка!

Воспитатель:

Зайка глазками моргал,

Других зайчиков искал.

Вот их сколько, посмотрите,

Зайчиков скорей берите!

Гимнастика для глаз «Зайка»

(Каждый ребенок берет зайчика на палочке).

Зайка вправо поскакал,

Каждый зайку увидал.

Зайчик влево поскакал,

Каждый взглядом увидал.

Зайка – вправо, зайка – влево.

Ах, какой зайчонок смелый!

Зайка скачет вверх и вниз.

Ты на зайку оглянись.

Зайчик спрятался от нас.

Открывать не надо глаз.

4 часть. «Подбери двери к домикам»

Воспитатель: У нашего зайчика есть маленькие зайчата — непоседы, очень любят они играть и прыгать, забывая, что в лесу для них много опасностей. Вот и сейчас вышла на охоту плутовка – лиса. Зайчики разбежались по домикам, а двери не закрыли. Давайте спрячем зайчат от лисы. Только дверь нужно подобрать правильно: если дверь будет узкая, лиса их заметит, а если очень широкая, то дверь не закроется плотно.

(Дети проходят к столам, где разложены домики для зайчат, выполняют задание, воспитатель подходит с игрушкой лисы, проверяет выполнение задания).

Воспитатель: Какого цвета домики у Дениса? У Маши? Одинаковые двери в домиках? Какие они? (Одна дверь широкая, другая узкая) Ребята хорошо спрятали зайчат и лиса ушла восвояси. Теперь можно повеселиться и поиграть.

Физкультминутка «Зайчики»

Воспитатель: Выскочили «маленькие зайчики». Лапки поджали к груди. Им весело, они скачут.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит. (Дети показывают.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть, (Дети показывают.)

Раз-два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (Дети скачут.)

Кто-то зайку напугал —

Зайка прыг — и убежал. (Дети садятся.)

5 часть. Выкладывание геометрических фигур «Платочки для зайчат»

Воспитатель: Наши зайки поскакали, даже лапки замарали. Нужны зайчатам платочки. Давайте сделаем им много красивых платочков.

У меня есть только один платочек. (Показывает образец).

— Скажите, какой он формы, какие на нем геометрические фигуры? Что расположено в центре? Что расположено по углам?

Воспитатель: Какие фигуры на твоем платочке, Даша, какого они цвета? А у Димы?

С такими красивыми платочками лапки у зайчат всегда будут чистыми. Зайчик улыбается, он очень доволен, говорит вам спасибо, давайте с ним попрощаемся, ведь ему пора к своим малышам.

Рефлексия.

Воспитатель: Кому мы сегодня помогали? Что вам больше всего понравилось делать?

За вашу помощь зайчик оставил вам фотографии маленьких зайчат.

Воспитатель раздает детям «фотографии» зайчат.

Случайные статьи

Вверх