Особенности воспитания ребенка-интроверта. Мой ребёнок - интроверт

Но кроме основных типов темперамента, люди также делятся в зависимости от психологических особенностей на два типа: и .

В большинстве случаев уже с раннего детства человека можно отнести к тому или иному типу и узнать к какому типу относится ваш ребенок - интроверт он или экстраверт.

Интроверты чувствуют себя опустошёнными, когда в их физическое пространство вторгаются.
Если они находятся среди людей, это само по себе отнимает у них энергию, даже если они ни с кем не взаимодействуют.
Марти Ольсен Лэйни. Непобедимый интроверт

Ребенок-интроверт: признаки характера

– люди, для пополнения душевной энергии которых не нужны другие. Они получают подпитку от сна, духовной пищи (музыка, фильмы, искусство) и вполне могут обходиться долгое время без общения. Энергия направлена внутрь, на собственные чувства и переживания.

Среди детей существуют явные интроверты. Для правильного подбора методов воспитания, родителям нужно знать, каким типом обладает их ребенок. Заметить черты интроверта можно в самом раннем возрасте, даже на первом году жизни.

Вот несколько явных признаков ребенка-интроверта:

  • К общению со сверстниками такие дети не расположены. Иногда это может быть им даже в тягость. К одиночеству относятся нормально, по этому поводу не переживают.
  • Если ребенок совсем маленький, он может отказываться идти на руки к незнакомым людям. Также, скорее всего, зайдется слезами при слишком пристальном внимании толпы, например, на празднике.
  • Некоммуникабельность порождает неуверенность. Такие дети также бывают не в меру обидчивы.
  • Быстро устают на массовых мероприятиях, просятся домой на протяжении всего праздника.
  • Часто творческие личности. Обладают яркой фантазией, хорошо рисуют. Могут проводить за этим занятием долгое время, даже в одиночестве.

Заметив такие черты у своего ребенка, не стоит бить тревогу. Это особенности психики и не является отклонением.

Ребенок, не бегущий играть в толпу детей, а проводящий время с игрушками, скорее всего не нуждается в огромном количестве общения, ему интересно самому с собой. Это нормально, и не стоит выталкивать его на площадку к ребятам, если малыш этого не хочет. При натиске ребенок-интроверт может замкнуться в себе .

Ребенок-интроверт: как воспитывать?

Дети-интроверты зачастую молчаливы, все держат в себе, но если они смогут довериться человеку, то становятся интересными собеседникамм и внимательными слушателями. Они спокойны, а благодаря усидчивости добиваются успехов в учебе легче, чем экстраверты.

  • Новые знакомства вызывают у детей-интровертов стресс. Поэтому родителям стоит заранее готовить ребенка-интроверта к переменам обстановки .
  • Родители должны относиться к такому ребенку более внимательно . Если предстоит поход в незнакомое место, есть смысл рассказать малышу о предстоящем событии, обсудить, кого он может там встретить. Рассказать, зачем нужна дружба и как она прекрасна.
  • Дети-интроверты остро нуждаются в личном пространстве . Родители должны уважать желание ребенка иметь укромный уголок, где он сможет побыть наедине с собой и своими мыслями. Также стоит осторожно относиться к личным вещам малыша. Они многое значат для такого ребенка.
  • Также в первое время важно помогать ребенку общаться с другими людьми, пока он не обрел умение находить общий язык. Может потребоваться, например, подвести малыша к другим детям на площадке и познакомить их.
  • Не стоит заставлять ребенка говорить, когда он хочет молчать . Жизненную энергию интроверты восстанавливают, будучи внутри себя. А тратят, взаимодействуя с людьми. Поэтому, вполне возможно, что возвращаясь с шумного праздника, малыш будет молчать и не поспешит рассказывать о своих впечатлениях. Не стоит путать это с угрюмостью. Нежелание говорить не значит, что ребенок плохо провел день, просто он потратил слишком много сил, и сейчас ему требуется их восстановить.
  • К новым ситуациям ребенок-интроверт привыкает не сразу . Нужно уважать его желание освоиться в новом коллективе или обстановке. Придя в гости, пусть немного поиграет в сторонке, если в компании много незнакомых детей. Привыкнув, он вольется в атмосферу. Главное для мамы – не оказывать давления во время такого «отстранения».

Без должного морального отдыха общение приносит детям-интровертам неприятные ощущения, истощают их.

Заключение

Не стоит переживать, если ребенок - интроверт. С активной помощью родителей со временем малыш обретет необходимые навыки общения. А таланты, которыми богаты интроверты, найдут выражение в творчестве.

Стоит поощрять в таких детках самостоятельность, всячески им помогать в незнакомых ситуациях, а также подпитывать их интерес к обществу. Для родителей важно стать для такого ребенка надежной опорой в незнакомом мире.

Из интровертов вырастают прекрасные художники, психологи, писатели и дизайнеры, а также замечательные верные друзья!

Не секрет, что многие родители вольно или невольно пытаются вылепить из ребенка подобие самих себя. Если вы – общительный человек, любящий застолья, шумные компания и массовые мероприятия, то, конечно, вас будет удивлять и даже огорчать то, что ребенок стремится побольше времени провести наедине с собой. Если малыш любит часами играть в одиночестве, у него мало друзей и он настолько закрыт, что даже с родителями не всегда хочет обсуждать, как прошел его день, возможно, бить тревогу рано. Может, он просто интроверт , требующий особого внимания .

Ваш ребенок – интроверт?

Это нелегко – быть интровертом в мире экстравертов, особенно, если ты – ребенок. И еще сложнее, если ни один взрослый в жизни ребенка не распознал этого. Так происходит не только, когда родители являются экстравертами, но и когда родители - интроверты , которые не поняли своей интровертной природы. Многие ошибочно понимают то, что в действительности значит быть интровертом. Это не значит, быть застенчивым, социально тревожным или социально отсталым, или антиобщественным, хотя какие-то из этих характеристик могут возникнуть, если на интровертов давить, и он вынужден вести себя как экстраверт.

Все очень просто: интроверсия является объяснением того, где человек черпает свою энергию – от одиночества или от компании других людей. Те, кто перезаряжает свои батареи через одиночество – интроверты. Те, кому для подзарядки необходимы люди – экстраверты. Эти различия жестко заложены в нас и влияют на все: на то, как работают наши воспоминания; на то, как мы обрабатываем информацию; на то, на чем мы концентрируем внимание, на то, как мы общаемся; на то, как мы используем наше тело. Интроверты , по словам Карла Юнга, заинтересованные во «внутренней жизни ума». Юнг (интроверт ) верил, что мы рождаемся с конкретными преимуществами, которые, по большей части, не меняются с возрастом.

Опыты показывают, что интроверты составляют лишь 20-30% населения, так что, вероятно, нет ничего удивительного в том, что их неправильно понимают. Еще труднее родителям, так как дети не могут сказать, что они – интроверты, они лишь верят, что мама и папа поймут их. Не удивительно, что много вундеркиндов – тоже интроверты. Чтобы быть одержимым чем-то, надо иметь сильную, устойчивую и глубокую заинтересованность, а это часто – черта интровертов.


Признаки того, что ваш ребенок – интроверт:

Он очень, очень хорошо развлекает себя на протяжении длительного времени.
Кажется истощенным после празднований или общественных мероприятий. Требует отдыха.
Он имеет одного или двух близких друзей и не испытывает необходимости в большем количестве.
Вы должны вытягивать из него информацию о том, как прошел день, или хорошо он провел время с друзьями.
У него очень высоко развито чувство личного пространства, его беспокоит, когда границы нарушаются.
Ваш ребенок очень индивидуален.
Он не любит принимать участие в групповых обсуждениях или если его вызывают для ответа.

Ненавидит ошибаться в общественных местах.
Любит свою собственную компанию.
Не понимает необходимости вести светскую беседу.
Быстро устает в больших группах или толпах.
Отказывается от посещения крупных общественных мероприятий.

Обратите внимание: многие интроверты могут на самом деле достаточно хорошо чувствовать себя в больших компаниях или справляться с общением. Интроверсия является спектром в диапазоне от тех, кто отдал явное предпочтение одиночеству, к тем, кому нужно уединение только для подзарядки, прежде чем рискнуть еще раз ринуться в толпу. Признаки интроверсии могут появиться в самом начале жизни, часто в первый год. Младенцы-интроверты могут не захотеть пойти на чужие руки, их нервирует чрезмерное внимание в магазине или в парке, они суетятся, когда их личное пространство нарушается.

У родителей детей-интровертов существует три важные задачи:

1) Они должны понять и принять потребность детей в одиночестве,
2) Они должны помочь ребенку понять свои потребности,
3) Они должны выступать в качестве адвоката для своего ребенка в отношениях с другими взрослыми или в других ситуациях, пока ребенок не развил навыки, чтобы делать это самостоятельно.

Интроверты много рассуждают и рефлексируют, подзаряжают свои батарейки одиночеством и покоем. Если они не получают достаточной дозы зарядки, их поведение, производительность и внутреннее состояние будут страдать. У них не будет необходимой энергии, чтобы постигать новое, принимать риски, исследовать, развиваться и процветать. Вдобавок ко времени, интровертам необходимо физическое пространство, какое-то место, где они могут спрятаться и где никто их не прервет, не будет предъявлять требования к ним, пока они перезаряжаются. Это может быть своя комната, а если это невозможно – уединенные области в совместном комнате, особый уютный уголок в доме, где-то, где ребенок чувствует себя в безопасности.

Иногда интровертным детям так необходимо иметь свое пространство, а взрослые так мало помогают в этом, что они могут в итоге начать физически защищать это пространство, пинать и бить других детей. Несведущим взрослым может показаться, что драка ни о чем, но на самом деле вопрос собственного пространства - это суть конфликта. Важно помнить, что это очень реальные эмоциональные потребности. Если они не довольны – ребенок теряет способность эффективно развиться. Но можете не сомневаться – у интровертов много плюсов! Они самостоятельные, рефлексивные, глубоко интеллектуальные, тихо добиваются успеха, и прекрасно общаются с людьми один на один. Из интровертов получаются отличные художники, ученые, психологи, консультанты, поэты, писатели, архитекторы, математики, историки, инженеры, программисты, преподаватели и дизайнеры.

Некоторые советы, как помочь ребенку-интроверту:

* Дайте ему достаточно времени быть наедине с собой.
* Уважайте его желание молчать.
* Убедитесь, что у него есть личное место, куда он может спрятаться при необходимости.
* Научите его братьев и сестер и других родственников понимать и уважать его потребность в одиночестве.
* Дайте ему время, он должен привыкнуть к новым людям и ситуациям.
* Защитите его от мира, который он может не принимать, цените его интровертные черты, и помогите ему увидеть их как силу.

Если ваш ребенок молчалив, мечтателен, обидчив, не любит многолюдных компаний и большую часть времени предпочитает находиться в одиночестве, не называйте его букой, не пытайтесь растормошить и заставить быть более коммуникабельным. В данном случае с большой вероятностью можно утверждать, что вы воспитываете интроверта, к которому нужен определенный подход.

Как определить, что ребенок – интроверт

В психологии принято делить людей на экстравертов (общительных, склонных заряжать внутренние аккумуляторы от внешних источников) и интровертов (замкнутых, восстанавливающих сила за счет собственных ресурсов). Такую классификацию по типам личности ввели психологи Карл Густав Юнг и Ганс Юрген Айзенк.

Итак, интроверты. Они проявляют свои особенности в раннем детстве. Понаблюдайте за ребенком. Ребенок – интроверт, если:

· Сосредоточен на своем внутреннем мире, уходит в себя и способен часами молча что-то обдумывать, о чем-то мечтать

· Не любит находиться в обществе, сторонится больших компаний, не заводит много друзей

· Предпочитает находиться в одиночестве, запирается в собственной комнате, возводит стены из подушек или строит маленькие уютные домики из книг и коробок, чтобы потом в них спрятаться

· Раним, обидчив, сентиментален, чутко реагирует на настроение окружающих и общую атмосферу в доме

· Пассивен, не любит постоянно находиться в движении, избегает шумных активных игр

· Зачастую проявляет неуверенность в своих способностях

· Не делится переживаниями, не обсуждает случившееся, не проявляет эмоции

· Склонен к творческой деятельности: рисует, лепит, мастерит поделки

Принято считать, что раз интроверты замкнуты и нелюдимы, то и в общении они не нуждаются. Это не так. Каждый человек – социальный элемент. Именно контакт с другими людьми позволяет нам черпать информацию об окружающем мире, перенимать чужой опыт и делиться своим. Ребенку чувствовать себя частью социума особенно важно, ведь процесс познания у него – на начальном этапе. Часто модель поведения ребенка формируется в процессе коммуникации со сверстниками или со взрослыми: родителями, воспитателями, учителями.

Детям-интровертам контакт с окружающими так же необходим, как и экстравертам. Вопрос лишь в том, насколько насыщенным и продолжительным будет это общение.

Важно осознать, что длительное пребывание интроверта в социальной группе приводит к тому, что его внутренние ресурсы иссякают. Ребенок чувствует дискомфорт, еще больше замыкается в себе, ищет уединения, втягивает голову в плечи и всячески избегает вступать в диалог. Как уже говорилось, интроверты подзаряжают свои обесточенные батарейки, пользуясь внутренними ресурсами. Это значит, что ребенка нужно на время оставить в покое, дать ему возможность привести мысли и чувства в порядок. Одним для восстановления энергетических ресурсов достаточно поспать, другим – почитать, разгадать ребус, прогуляться в одиночестве или просто посидеть в тишине, закрыв глаза.

Если ребенок-интроверт не идет на контакт, хмурится, отказывается разговаривать, то лучшее, что могут сделать взрослые – на время оставить сына или дочь в покое. Задобрить маленького молчуна можно похвалой. Интроверты очень живо реагируют на поддержку и одобрение со стороны окружающих. Начните разговор с добрых слов в адрес ребенка, на его лице тут же засияет улыбка.

Некоторые родители переживают по поводу того, что их замкнутый малыш не любит, когда его обнимают, гладят по голове или держат за руку. Встревоженные взрослые считают, что таким образом ребенок показывает свое равнодушие к близким людям. На самом деле это не так. Интроверты, безусловно, нуждаются в телесном контакте. Но, как и в случае с общением, иногда им требуется передышка. Если ребенок отстраняется, значит, испытывает определенный дискомфорт и хочет дистанцироваться от окружающий. Не переживайте, он обязательно обнимет вас позже, когда будет готов.

Интровертам вообще свойственно обособляться от людей. Они отвоевывают в пространстве личный уголок и очень хотят, чтобы никто внезапно не вторгался в их мир. Поэтому некоторые дети вешают на двери своей комнаты табличку с надписью «Не входить!», а еще очень обижаются, когда кто-то занимает их любимое кресло в гостиной.

«Как много условностей! А вдруг, соблюдая их, мы потакаем капризам», – усомнятся родители. Действительно, грань между капризом и потребностью, обусловленной особенностями типа личности, очень тонкая. Решить ее по силам терпеливым, наблюдательным и мудрым родителям.

1. В течение дня дайте ребенку-интроверту возможность побыть одному

Он ведет активную социальную жизнь в детском саду или в школе, поэтому дома не донимайте отпрыска расспросами, если он «весь в себе» и не хочет общаться. Интроверту нужно не менее часа для того, чтобы побыть наедине со своими мыслями, проанализировать события дня вечером или составить план действий утром. Не предлагайте ребенку непременно заняться полезным делом: почитать, подмести пол в коридоре или подготовиться к контрольной по математике. Он все это сделает, но только после того, как насладиться одиночеством.

2. Не торопите ребенка, дайте ему время для принятия решения

Обычно дети-интроверты медлительнее экстравертов. Они более рассудительны и предпочитают несколько раз отмерить, а уже потом отрезать. Чем больше вы будете торопить ребенка, тем выше вероятность того, что он допустит ошибку или, что еще хуже, потеряет интерес к поставленной перед ним задаче.

3. Не нарушайте границы личного пространства ребенка

У вашего отпрыска непременно должно быть место, в котором ему комфортно, безопасно, уютно. Там он может уединиться, предаться размышлениям, творить, читать, играть или делать уроки. Создайте маленький детский кабинет на отапливаемой лоджии или «постройте» в детской или гостиной мини-домик, рассчитанный на одного жильца.

Очень важно – ребенок должен знать, что взрослые ни в коем случае не вторгнутся в его личное пространство, не начнут наводить там порядок и выбрасывать ненужные вещи.

4. Сделайте упор на индивидуальных занятиях

Интровертам часто трудно сконцентрироваться, запомнить информацию или решить задачу в окружении большого количества людей. Поэтому групповые занятия не всегда эффективны. Наймите ребенку репетитора или занимайтесь с ним сами.

5. Делайте перерывы

Они очень важны в любой деятельности интроверта, будь то игра, учеба или домашняя рутина. Во время перерывов он восстанавливает свой жизненный тонус, набирается сил, раскладывает по полочкам полученную информацию.

«Тихий, стеснительный, необщительный» - как часто вы говорите или думаете так о своем ребенке? Эти черты считаются в обществе скорее недостатками, кто-то пытается с ними «бороться». Родители опасаются, что дети-интроверты не заведут друзей и всегда будут на вторых ролях. Зря.

На самом деле быть застенчивым - это нормально. В каждом интроверте скрыта могучая сила, хотя ее непросто обнаружить. Сьюзан Кейн - сама интроверт. Несколько лет назад она написала книгу для взрослых «Интроверты: как использовать особенности своего характера» . Книга стала бестселлером, ее перевели на 40 языков. Вдруг оказалось, что вокруг много талантливых и успешных интровертов! Просто они не так громко о себе заявляют.

Главное, чему учит книга, - любви к себе и принятию себя таким, какой ты есть. В жизни это помогает.

Невидимки в школе

Подростки еще пока не знают, что важно быть собой. И поэтому, пытаясь прикрыть свой «недостаток», притворяются более общительными, веселыми - им не хочется быть невидимками. «Все люди должны быть разговорчивыми, шумными, - думают они. - Это круто». Книга покажет, что круто ценить себя.

Интроверт может оставаться таким, какой он есть от природы.


Интроверт в школе

Наблюдательность, умение слышать других и чувствовать их потребности - качества, которые часто встречаются у интровертов, - мощный инструмент при общении с людьми и залог успеха.

Как интроверты меняют мир

Даже тихий школьник может проявить себя, если будет тратить время не на вымученное хождение по вечеринкам в надежде «выйти из своей раковины», а на то, что ему действительно интересно. Посмотрите хотя бы на Стива Джобса и Apple!

Интроверту важно найти дело, которое ему интересно. Когда он приступает к новому занятию, стоит начинать с того, что у него лучше всего получается: заучить роль, погрузиться в проблему, провести анализ. В книге есть советы и упражнения, которые помогут найти любимое дело и определиться с профессией, исходя из ребенка.


Сьюзан Кейн на конференции TED. Ролик с ее участием стал одним из самых популярных в истории. Более 19 миллионов просмотров!

Яркий пример - сама Сьюзан Кейн. Она написала книгу (занятие как раз для интроверта), а теперь уверенно выступает перед огромными аудиториями.

Эта книга написана специально для подростков, но ее полезно прочесть и родителям. Кто, как не вы, способен помочь ребенку использовать сильные стороны? Вот стратегии, которые можно применить прямо сейчас.

  • Поощряйте ребенка на поиск хобби

Жизнь интроверта естественным образом организуется вокруг любимых дел. Сосредоточенность помогает росту мастерства, а с ним приходит - никак не наоборот. Ребята интровертного склада часто находят друзей через общие увлечения.

  • Разберитесь с собой

Многое зависит от вашего типа личности. Родители-интроверты могут чрезмерно драматизировать ситуацию: они боятся, что их болезненный опыт повторится в жизни ребенка.

Поговорите с психотерапевтом, помедитируйте - взрослым интровертам тоже важно справиться со страхами.

Родители-экстраверты могут стать хорошим примером для подражания и научить ребенка легкости в общении. Но им могут быть совершенно непонятны его переживания и опыт. Не навязывайте свои взгляды ребенку, найдите золотую середину.


Иллюстрация из книги

  • Следите за уровнем тревожности ребенка

Детям нужно помогать выходить из зоны комфорта, но избегайте сильного стресса. В сложные моменты просите ребенка оценить уровень тревожности по шкале от 1 до 10. В норме должно быть 4–6 баллов; 7–10 - уже почти приступ паники.

  • Давайте ребенку время на восстановление

Родители не всегда легко принимают стремление детей к одиночеству. Не бойтесь, что ребенок проведет лучшие годы жизни, запершись в комнате. Только уединившись он получает столь необходимую ему передышку.

Время «для себя» наполнит его энергией, нужной для раскрытия потенциала и жизни в удовольствие.

Что еще в книге

Книга начинается с Манифеста, цель которого - принять себя настоящим. В интроверте спрятана суперсила, и книга поможет раскрыть этот талант. А еще расскажет, как стеснительным действовать в разных ситуациях.


Из книги ребенок узнает:

  • как «выжить» в школе и перестать бояться отвечать на уроке;
  • как почувствовать себя комфортно на вечеринках, где много людей;
  • где искать друзей;
  • как побудить других прислушаться к себе;
  • что делать, если нет сил на общение;
  • как добиться успеха в любимом деле;

… десятки стратегий и историй, которые вдохновят и поддержат на пути к самому себе.

Книга «Тайная сила» не поможет подростку стать кем-то другим. Она научит применять те замечательные качества и навыки, которыми он уже обладает. Только так он сможет раскрыться и стать по-настоящему счастливым.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

Сьюзан Кейн

Как бы мне ни хотелось, чтобы школы и учителя пересмотрели свой подход к оценке внутриклассных дискуссий, я все же считаю, что ты получишь немало плюсов, если постараешься стать активнее и научишься озвучивать собственные мысли, а не хранить их в себе. Твои идеи заслуживают того, чтобы о них узнали и оценили их!

Исследователи выяснили, что в типичной групповой среде вклад интровертов со временем начинают ценить все больше. Окружающие понимают, что хотя интроверты и редко тянут руку, они всегда озвучивают что-то продуманное, если уж решаются заговорить.

А раз ты не любишь принимать участие в дискуссиях, постарайся разобраться, почему тебе это так неприятно. Если ты поймешь причину страха, тебе будет проще выработать стратегию его преодоления. Постепенно ты научишься излагать свои мысли так, как нравится и удобно тебе.

Почему нам иногда кажется противоестественным «подавать голос»? Вот несколько распространенных причин:

Кое-что из перечисленного связано с боязнью неловких ситуаций: ты боишься сделать что-то не то и опозориться при всех. Этого страха стыдиться не нужно. Большинство людей время от времени переживают его, просто у некоторых он особенно силен.

Когда страх завладевает тобой, имей в виду: ты не один такой. Старайся преодолевать страх постепенно, маленькими шажками, например поднимай руку, если точно знаешь ответ на вопрос.

Чем чаще ты будешь так поступать, тем больше у тебя появится маленьких побед над собой. И со временем тебе станет намного легче в школе (даже если сейчас ты считаешь, что это невозможно). Если ты ежедневно испытываешь страх в присутствии большого количества людей и он мешает тебе делать то, что нравится, советую обратиться к психологу или консультанту.

Однако, чем чаще ты будешь высказываться вслух, тем отчетливее начнешь понимать, что всегда давать правильный или «идеальный» ответ и оправдывать ожидания окружающих совсем не обязательно. Некоторые причины, перечисленные выше, связаны именно со стремлением к совершенству, от которого страдают многие интроверты. Это палка о двух концах: с одной стороны, оно обеспечивает высокое качество твоей работы, а с другой - может помешать тебе высказываться публично, потому что далеко не всё, что мы говорим или делаем, идеально.

Нежелание подавать голос не всегда связано со страхом, беспокойством или перфекционизмом. Нередко интроверты попросту не хотят болтать попусту (и многие, с кем я говорила, хотели бы, чтобы все люди следовали этому правилу!). В отличие от «думающих вслух» экстравертов мы, интроверты, предпочитаем сначала подумать, а потом уже что-то говорить. Наше умение глубоко сосредоточиться на той или иной теме - настоящий дар. Но когда учитель неожиданно вызывает нас, мы буквально застываем, ведь нам некогда было подготовиться! Часто мы, интроверты, уделяем так много внимания содержанию и ясности наших ответов, что предпочитаем помалкивать, а не брякать что ни попадя. Иногда к тому времени, когда мы мысленно сформулируем нужный ответ, дискуссия уже заканчивается.

Подростки, которых я опрашивала, работая над книгой, придумывали самые разные стратегии, позволяющие им быть услышанными. Многие признавались, что чем чаще они участвуют в дискуссиях, тем проще им становится учиться.

Самое главное - создать комфортные условия для участия в обсуждении. Порой достаточно просто занять правильное место. Один из учеников, с которым мы говорили, всегда старался сесть в первом ряду. Таким образом, отвечая, он не видел лиц одноклассников и не испытывал сильного напряжения, обычно возникавшего под их взглядами.

Еще один мальчик признался, что ему нравится сидеть с друзьями, - они помогают ему поддерживать положительный настрой. Другие ребята научились во время ответа сосредотачиваться на ком-то из дружелюбно настроенных одноклассников и обращаться к ним (а не к тем, кто кажется равнодушным и высокомерным).

А кому-то помогают мысли о том, что другие люди тоже нервничают! Например, шестнадцатилетняя Лола из Квинса, штат Нью-Йорк, заметила, что ее одноклассники настолько поглощены тем, какое впечатление производят на окружающих, что им нет дела до ее волнений.

Правда в том, что любой человек чувствует себя уязвимым, когда делится с кем-либо своими мыслями. Даже люди, которые кажутся уверенными в себе, переживают, правильно ли они ответили. Так что проблемы у всех одинаковые.

Некоторым отвечать в классе проще, чем общаться со сверстниками на повседневные темы. Генри из Торонто учится в шестом классе. На уроке у него есть возможность высказаться, не участвуя в диалоге. Он отвечает, а потом учитель вызывает следующего, и мальчику не приходится стараться поддерживать разговор, как обычно бывает в дружеском общении.

Грейс, с которой мы познакомились в начале главы, научилась отвечать не сразу, а через некоторое время, когда «созреет». Такая стратегия оказалась эффективной. Но можно поступить и наоборот - подготовиться заранее и ответить первым. Когда я училась в Гарвардской школе права, мне помогало именно это.

В январе 2013 года я выступала с лекцией о книге «Интроверты» на одном мероприятии в Вашингтоне. Когда пришло время отвечать на вопросы, на сцену поднялась моя подруга Энджи. Мы с ней познакомились во время учебы в школе права и недавно снова начали общаться. Энджи заявила, что в колледже даже не подозревала, что я интроверт.

Все удивились, включая меня. Но Энджи заметила, что на занятиях я всегда первой тянула руку. Разве интроверты так поступают?

Я понимала ее растерянность. В Гарвардской школе права занятия проходят в больших аудиториях, спроектированных по типу амфитеатра, а педагоги придерживаются сократического метода в преподавании. Профессор вызывает студентов в случайном порядке, и когда тебя вызовут, ты не можешь уклониться от ответа. Это очень страшно, но, раз ты записался на курс, значит, должен отвечать.

Правила я знала, но очень не хотела, чтобы меня вызывали неожиданно. Поэтому накануне каждого занятия я готовилась по нескольким темам - в зависимости от того, что мы изучали в тот или иной момент. Потом, набравшись смелости, тянула руку первой и отвечала как можно раньше, не дожидаясь, пока дискуссия перейдет в незнакомую мне область. В результате вероятность того, что профессор вызовет меня ближе к концу занятия, а я не буду готова, становилась гораздо меньше. Я знала, что последними спрашивают тех, кто еще не отвечал.

У этой стратегии оказалось еще одно неплохое преимущество, подтвержденное социальными психологами: оказывается, мысли людей, высказывающихся первыми в группе, как правило, наиболее весомы. И действительно, в ходе обсуждения профессора не раз возвращались к моим ответам, отчего я (совершенно неожиданно) начинала ощущать себя увереннее.

Естественно, не мне одной пришла в голову эта уловка. Когда Дэвис учился в средней школе, он и помыслить не мог о том, чтобы выступить перед всем классом. И однажды получил первую в жизни четверку. Учитель английского объяснил, что участие в классных обсуждениях тоже влияет на оценку, и, поскольку Дэвис никогда не поднимает руку, он не может поставить ему пять, как бы хорошо тот ни сдал письменный экзамен.

«Выбор был не из легких, - вспоминает Дэвис. - Получай четверку или тяни руку». Дэвис гордился отличными оценками и не хотел соглашаться на более низкий балл, поэтому заставлял себя поднимать руку и читать вслух. «Поначалу было очень страшно. Я боялся запнуться, боялся, что язык начнет заплетаться. Лоб покрывался испариной. Но я все равно тянул руку», - говорит он. Решившись на такой смелый шаг, Дэвис преодолел страх и оставил его далеко позади, о чем я подробнее расскажу дальше.

Среди читающих мою книгу наверняка есть те, кому кажется, что страх перед выступлениями в классе преодолеть невозможно. Но все далеко не так! Ты сможешь победить его и поймешь, что это гораздо легче, чем кажется. Генри говорит, что со временем ему стало настолько просто отвечать в классе, что он даже полюбил, когда его вызывают к доске!

Поверь, ты сможешь сделать то же самое.

Если каждый раз, когда ты тянешь руку в классе, сердце готово выпрыгнуть из груди, знай: ты не одинок! Многие люди испытывают то же самое, но это не значит, что нужно постоянно молчать. Если у тебя не было времени прочесть предыдущую главу, вот несколько советов, которые тебе помогут.

Отвечай первым. Если тема обсуждения известна заранее, спланируй, что будешь говорить. Продумай ответ, составь собственное мнение и выскажись прежде, чем дискуссия примет неожиданный оборот.

Определи, когда и с чего лучше начать . Когда тебе комфортнее всего вступать в дискуссию? Разработай стратегию и присоединяйся к обсуждению, когда тебе легче сделать это. Не нравится отвечать первым? Ничего страшного: ты можешь дополнить или развить мысль другого ученика. А может, ты любишь задавать провокационные вопросы или играть в «адвоката дьявола» (то есть защищать точку зрения, отличную от мнения большинства)? Выбери роль, которая тебе подходит.

Пользуйся конспектами. Если ты боишься, что, открыв рот, не сможешь вымолвить ни слова, запиши свои идеи на листке бумаги и сверяйся с ним, если нужно.

Общайся с учителем. Тебе было что сказать на уроке, но ты просто не набрался смелости поднять руку? Если ты переживаешь из-за этого, после урока подойди к учителю и объясни ситуацию. На самом деле тема интересная и слушаешь ты внимательно, но тебе трудно быстро влиться в обсуждение, поэтому ты нервничаешь и молчишь.

Наблюдай за одноклассниками. Отмечай, когда другие несут бессмыслицу или неправильно отвечают, никто не обращает на это внимания. Все люди ошибаются, и их ошибки можно понять и простить! Поняв это, ты станешь спокойнее относиться и к собственным промахам. Поймешь, что, если ответишь неправильно или твой голос немного задрожит, ничего страшного не случится. «Если ты ответишь неправильно, учитель просто спросит кого-то еще», - замечает одна весьма проницательная девушка по имени Энни.

Найди мотивацию. Лучший способ выжить в школе - увлечься чем-то. Это не значит, что все застенчивые и тихие ребята должны стать лидерами среди сверстников и баллотироваться в президенты класса - ничего подобного! Подумай о том, что важно именно для тебя. Если тема обсуждения тебе небезразлична, ты сможешь высказываться по ней свободно.

Случайные статьи

Вверх